Женщина в мегаполисе

Женщина в мегаполисе. Точка невозврата мечты.

Наша беседа с Санкт-Петербургским религиоведом Мариной Воробьевой посвящена теме женщины в мегаполисе. Женщины верят, надеются, любят и разочаровываются, смиряются, продолжают жить дальше — с новыми надеждами, тоской или смирением… Что на самом деле происходит с современной женщиной в урбанистической среде?

Какие есть особенности в условиях городской жизни современной женщины?

Ключевая моих «женских» исследований — женщина в религиях. В любой религии женщина следует определенным стереотипам, некогда заданным и прочно укоренившимся за многие столетия. И, изучая феномен женщины в религиозной среде, нужно не забывать об этом.

С одной стороны, указанная тема неоднократно освещалась как российскими, так и зарубежными исследователями. С другой стороны, она продолжает оставаться неизученной, поскольку основное внимание исследователей было направлено лишь на какие-то отдельные аспекты многогранной темы женской религиозности (как, например, женские божества, женские ритуалы и т.д.)

«В Центре Религиоведческих Исследований «Этна», который я возглавляю, был задуман проект, целью которого было оказать психологическую поддержку женщинам, которые прежде находились в какой-то определенной религиозной среде, а затем, по тем или иным причинам, вышли из нее — независимо от того, были ли это традиционные или «нетрадиционные» религии. Именно тогда возник интерес к женщине в мегаполисе, как к особому и уникальному феномену. Но, признаюсь честно, проект пока что так и остался проектом. В жизни все оказалось труднее, и женщины, покинувшие любое религиозное движение (включая христианство), как правило, не готовы обращаться за помощью к психологу.

А с чем это связано?

Вероятно, прежде всего — с отсутствием квалифицированных специалистов. 🙂 Ведь для того, чтобы говорить с женщиной на столь серьезную тему, как религия, психолог должен быть не просто информационно подготовлен — он должен иметь собственный внутренний опыт, который помог бы ему в общении с пациентками. А этот опыт имеют немногие.
Ну и, во-вторых, когда происходит разрыв с религиозной средой, он, к счастью, часто воспринимается лишь как разрыв с определенными людьми, но не с Богом. Женщины стремятся рассказать свои проблемы Богу, а не человеку — они не привыкли обращаться к психологу. Исповедь для них — очень личный процесс, в который не может быть привлечен человек со стороны. Тем более тот, кто не разделяет их внутренних убеждений и не может понять драматизма ситуации, в которой они оказались.

Как в этом случае воспринимается Бог — как личность, как сущность? Каким предстает Образ Бога и что порождает драматизм этой ситуации?

Все зависит от религиозного движения, к которому они принадлежали. То есть я хочу сказать, что Бог мог пониматься ими как абстрактно, так и вполне конкретно — воплотившимся в определенный образ. В любом случае, утрата религиозного контакта — это очень серьезная и трагическая ситуация, подобная не просто разрыву или утрате самого близкого человека. Это крушение всех жизненных идеалов, потеря смысла жизни. Ситуация, когда человек оказывается один на крыше перед выбором: продолжать ли ему жить дальше, искать ли какие-то новые пути для саморазвития или же уйти в небытие и раствориться, сделав свой последний шаг?

Религиозный путь и духовная работа связаны с драматическим переживанием разочарования и страдания от несовершенства — как собственного, так и окружающих нас людей. Что может послужить толчком или предпосылкой, ведущей к крушению надежд и утрате целей?

Причина разочарования в религии может быть связана либо с разочарованием в идеалах, либо с разочарованием людях, которые были рядом на протяжении духовного пути. Это могло произойти совершенно спонтанно — человек просто почувствовал ложь или неискренность по отношению к себе. Любая маленькая капля лжи становится той пресловутой ложкой дегтя, которая может испортить большую бочку позитивных ощущений. Я подчеркиваю, что это может случиться с человеком в любой религии и в любой момент. И женщине в этом плане всегда приходится труднее, нежели мужчине, потому что женщина во многих религиях зависима от мужчины.

Что значит патриархальное религиозное общество?

Живя в патриархальном обществе, женщина изначально уверена в том, что она менее способная или даже менее разумная, нежели мужчина. Отсюда формируется убеждение, что основные решения должен принимать мужчина.

То есть всегда должен быть мужчина, наделенный аналитическим разумом, который знает как надо правильно поступать?

Да, в патриархальном религиозном обществе считается, что мужской разум — бесстрастный, трезвый и расчетливый. Женщина более эмоциональна, и эти эмоции мешают ей в ее духовном пути, приводят к различным ошибкам — в том числе и тем, которые совершает из-за нее мужчина.

Да такая точка зрения есть. Но разве подобное можно наблюдать и в современном мегаполисе?

Это такая негласная позиция — женщина, как награда для мужчины. Ее с пеленок учат тому, что она должна быть скромной, послушной, красивой — обязательно красивой! И этому учат постоянно. Женщина должна уметь подавать себя — одеваться так, как надо, улыбаться тогда, когда надо… При этом ей все время прощаются вещи, непростительные для мужчины. Например, глупый ответ на экзамене может быть скомпенсирован кокетливой улыбкой. Маленькая женщина растет с установками на то, что все ей простится, если она будет обаятельной, симпатичной, миленькой и будет всем нравиться. «Предел мечтаний» — хороший муж, обеспеченное будущее… И все ради этой возможности продолжать ухаживать за собой, чтобы нравиться другим!

Думаю, что в городе женщина в каком-то смысле более самостоятельна. Она изначально получает больше возможностей для образования и карьеры. Кажется, что она растет в менее патриархальном обществе. Но в некотором смысле это иллюзорно. Потому что все, что дается женщине в городе, дается ей для того, что бы она росла и радовала глаз мужчины, была желанным призом, за который бы хотелось бы побороться. Женщина это знает и стремится к тому, чтобы быть желанной и более «драгоценной» в глазах мужчины (к сожалению, часто все ограничивается внешним лоском). Если же женщина и стремится быть самостоятельной и независимой от мужчины — например, в бизнесе, то отчасти это происходит потому, что ей хочется «утереть нос» мужской половине и доказать, что она может достичь всего того, что она желает, самостоятельно.

То есть некий плохо осознаваемый «общественный заказ», формирующий стереотипы, в т.ч.и воспитания?

Все шаблоны задаются с обложек глянцевых журналов — там не показывают унылых женщин или неудачниц. Эталон — счастливая леди, которая никогда и ни в чем себе не отказывает и всегда находит время для ухода за собой. С этой информационной подачей заглаживается даже то, какой у нее интеллектуальный уровень… Ведь прежде всего для нас важна внешность — как ни крути, а встречаем мы все равно «по одежке», часто и провожаем…

На что направлен этот «эталон удачи» и какой стиль жизни проповедуется?

Гламур? Он показывает удачливость в охоте. Это женщина-охотница, будь она амазонка или домохозяйка. И в том, и в другом случае она уверена в себе и довольна своим образом жизни. Такая внешне счастливая дама всегда является образцом. Никогда не делается никакого акцента на ее внутренних переживаниях и особенностях внутреннего мира.

В определенные кризисные периоды женщина может засомневаться в правильности этого шаблона. Но все глянцевые журналы ориентированы на то, чтобы помочь ей отбросить любые сомнения и доказать — все хорошо!

Жизнь проходит в гонке за ложными идеалами, как за своими собственными, и порой на закате дней может прийти запоздалое осознание этого, и наступает глубокое разочарование.
По сути, религиозные и духовные ценности подменяются атрибутами внешней и глянцевой жизни. Конечно, у каждого свои представления об этом мире, и каждый следует только собственной интуиции. Но вся современная массовая культура настроена именно на оптимистичную подачу. Вместо духовных ценностей нам прививают ценности материальной жизни. Происходит своего рода «зомбирование», проводимое средствами масс-медиа, в том числе — «зомбирование» молодых.

А глянцевый эталон образа жизни — это шаблон и стереотип образа принца как общественно одобряемого идеального спутника?

По сути, да. Например, не секрет, что многие девушки имеют перед глазами образец такого принца. Часто конкретность образа этого принца со временем стирается. Идеалистически воспитанные женщины, даже будучи замужем, имея детей, и будучи не совсем счастливы в браке, все равно мечтают о том, что когда-нибудь принц появится и увезет их в заоблачную даль. Вот этот навязываемый шаблон нужен для того, чтобы женщина самостоятельно не добивалась своей цели, а стремилась все свои надежды и чаяния возложить на кого-то, кто был бы рядом и мог бы обеспечить материальные потребности. Женщина в современном обществе растет как потребитель. Она не стремится добиваться чего-то сама, как в советские годы, когда женщины работали у станков. Это поощрялось. Женщины-трудяги всегда возвеличивались — они были на плакатах. Теперь женщины нацелены на то, чтобы найти мужчину, который сможет ее обеспечить.

Как выглядит современный принц?

Просто откройте любую газету и читайте раздел брачных объявлений. 🙂 «Женщина ищет мужчину без материальных проблем, со своей жилплощадью и ключами от машины». Вот он, кратчайший путь к женскому сердцу. 🙂

Ну, а принц на коне — это ее духовный ориентир. Часто в духовной жизни нацеливают на то, чтобы мы искали такого принца. Многие религии говорят о том, что спасение женщины возможно только через мужчину и, соответственно, только найдя хорошего мужа и будучи ему послушной женой, она достигнет спасения. А иначе — нет.

Как ни удобно так думать, жизнь редко соответствует идеальным моделям. Что происходит при крушении стереотипов такой вот потребительской модели жизни?

Женщина замыкается, она может потеряться в этом мире и потерять себя. Она осознает, что это произошло, но может не понять, почему. Ведь ее так учили. Учили тому, что она должна быть белой и пушистой, чтобы понравиться, и вдруг… этого не произошло. Женщина может сломаться психологически, и это может привести даже к суициду.

Если женщина проходит подобный кризис благополучно, как она примиряет мечты о принце со своей повседневностью, бытом?

Женщина достаточно сильна в биологическом плане. Она может изменить все в одночасье. И — происходит метаморфоза, в результате которой женщина может стать намного сильнее, чем была, и даже прийти к гротескным феминистическим взглядам, когда из женской природы «выпирает» природа мужская. Может случиться обратное, когда женщина смиряется с действительностью, представляет, что на самом деле ее муж-пьяница — это ее принц, просто сейчас не сезон и временно он не очень хорошо выглядит. Она живет с этим, как с данной Богом действительностью, не стараясь ничего менять.

Через что проявляются мужские свойства у женщины?

Женщина может нарочито вульгарно одеваться, забывая о своей женственности — о походке, движениях, в которых исчезает мягкость. Она становится мужеподобна и груба. Мужчины не любят феминистическое движение именно из-за подмены понятия женского мужским. По сути, в каждом человеке заложено стремление к гармонии. А здесь эта гармония нарушается и женщина вместо того, чтобы оставаться гармоничным существом, даже с привлечением мужских качеств (ведь есть в ней мужественность, выносливость, терпение!), яростно стирает все женское внутри себя. Поэтому-то идея равноправия и не получает поддержки со стороны мужчин. В такой «равноправной» женщине мужчины всегда видят монстра и киборга, малопривлекательного в сексуальном плане. Они «против» именно из-за неправильного понимания феминизма.

Какие можно выделить этапы жизненного пути женщины? Можем ли мы увидеть в жизни горожанки закономерности, соответствующие этапам инициации?

Безусловно, каждая женщина в городе проходит своеобразные «инициации», «обряды-посвящения», связанные с ее жизненными этапами. Детский сад (не очень заметный переход), школа (полностью меняет картину мира), вуз, профессиональная карьера, брак, рождение ребенка…. Все это можно сравнить с инициациями в любом традиционном обществе.

Это как-то отражается на феминности женщины — ощущении своей гендерной принадлежности? Что создает гендерную идентичность?

Гендерная идентичность осознается нами с пеленок. С самого рождения детей привязывают к определенному стереотипу. Кто сказал, что мальчиков надо укладывать в синие коляски, а девочек — в красные? Девочкам надо дарить обязательно плюшевых мишек, а мальчикам — пистолеты и машинки. Если девочке дарят машинку и ей это нравится, то это воспринимается как нечто нестандартное и не вписывающееся в рамки традиционного поведения людей. В школе нам продолжают насаждать стереотипы. Так, девочки играют в одни игры, а мальчики в другие. Если девочка ведет себя иначе, ее же сверстники воспринимают ее иной, потому что она выпадает из традиционной модели поведения. Дальше — вуз, в котором, как правило, молодые женщины уже определяются и выбирают для себя определенный путь — семья или профессиональная карьера.

То есть инициация может проходить как конфликт стремлений профессионального работника и семейных задач женщины?

Безусловно, это тоже этап инициации — сначала жена, потом мать. Потому что семейная жизнь и рождение ребенка вносят свои коррективы, и женщина вынуждена от чего-то отказываться. Это определенные моменты в ее жизни, которые так или иначе накладывают свой отпечаток. Для кого-то это проходит менее болезненно, и они продолжают следовать своим жизненным целям, а для кого-то это случается неожиданно и безо всякой подготовки. У всех по-разному.

То есть мы можем сказать, что происходит псевдоинициация или контринициации по терминологии Рене Генона?

В процессе истинной инициации один член общества переходит в состояние другого члена общества, а не выпадает из общества. Псевдоинициации создают конфликт предыдущей ступени по отношению к последующему состоянию. Если случаются псевдоинициации — значит, общество не подготовило женщину для того, чтобы состоялся этот переход. Примером этого может служить ранняя беременность девочки, которая не была готова к тому, чтобы быть матерью. Псевдоинициация — вина общества, которое не смогло достойно подготовить женщину и создать ей необходимые условия к моменту перехода.

Как это связано с религиозной жизнью женщины и ее восприятием Бога?

Во многих религиях женщина ориентирована на то, чтобы стать хорошей женой и матерью, поэтому ее усиленно к этому готовят. И в этом смысле, религиозное общество заботится о женщине намного больше, поскольку призвано дать внутреннюю, духовную подготовку. Поэтому женщина в таких обществах имеет определенную духовную опору. Материнство поощряется во всех религиях. Безусловно, это придает женщине сил, а не выбивает почву из-под ее ног. Материнство — это благо, очень почетная обязанность, об этом говорят практически все религии. Хотя есть и такие религиозные движения, представители которых искренне уверены в том, что они не могут позволить себе иметь детей — по тем или иным причинам. В религиозном обществе к такой ступени инициации, как материнство, женщины подходят куда с большим энтузиазмом, чем к остальным, навязанным им традиционным обществом.

Как это может быть связано с навязанным нам шаблоном имиджа и поведения?

Светское общество дает нам очень много способов, чтобы поддержать себя в форме и не выпасть из социальной жизни. Женщина может вести образ жизни, более или менее схожий с прежним, несмотря на то, что она все время уделяет ребенку, меняется внешне и т.д. Современное общество дает поддержку на уровне внешних средств. В то же время, духовная внутренняя стимуляция является более необходимой для женщин.

Как происходит переход от среднего к более старшему возрасту?

Мы можем наблюдать кризисы по причине недостижимости стереотипа, который навязали женщинам изначально. Принц на коне не появляется, а время уходит, и возраст уже не тот. Женщина в любой момент может сделать решающий шаг и поменять в своей жизни, отказавшись от своих прежних привычек или даже от своего прежнего образа жизни, чтобы обрести своего принца или его подобие. Но чаще всего происходит так, что она, переставая ждать мечты наяву, уходит в виртуальную реальность телевизионного экрана посредством сериалов, и в дальнейшем жить жизнью сериальных героев.

Происходит ли подмена реальной действительности сериальной культурой?

Отчасти да. Но в то же время нужно помнить, что пожилым людям бывает нелегко понять молодое поколение. Несостыковка мировоззренческих позиций проявляется в нашем обществе очень сильно.

А что дальше происходит с женщинами?

Они, как правило, перестают задумываться об этом серьезно, они воспринимают сериальных героев как людей, непосредственно участвующих в их жизни. Это как раз менее болезненный этап.

И как следствие возникает кризис развития из-за эмоционального консервирования?

В определенной степени кризис присутствует. Сейчас поколение пожилых людей — поколение бывших атеистов. Какую веру они обрели в последние десятилетия? Может быть, они открыли для себя свой духовный мир и обратились к Богу, а может, и нет. Женщине в сельской культуре и легче, и труднее. Если она пришла к гармонии с собой и с Богом, если она пришла в церковь. В деревне есть сила традиции, сила рода. В городе куда тяжелее ощутить свою связь с землей и предками. В городе пожилому человеку, бывает, и пообщаться-то возможно только по телефону. Встречи становятся более редкими — и это тоже формирует психологию женщины-горожанки.

А как это связано с общественно навязанным шаблоном?

Навязывание стереотипов через ток-шоу и сериалы. Пожилые люди часто удивляют нас, когда начинают бравировать современными жаргонными словечками или модными определениями. Жизнь с телеэкрана приходит в нашу жизнь и воспринимается как своя собственная. Потеря «живого» общения — не просто дефицит, а настоящая трагедия…

Беседу вела Ю. Ларионова